§4 Polarizing prisms and polaroids

Polarization devices is a device by which the natural light of the possible, to get a plane polarized light. The basis of the polarization devices based on the phenomenon of birefringence.
Polarization devices are divided into the prism and polaroids. Prism divided into polarizing prism (giving one plane polarized beam) and a birefringent prism (two polarized rays in mutually perpendicular planes.)

Polarizing prisms using the principle of total internal reflection of the usual beam. Total internal reflection occurs when light is incident on the boundary between an optically denser medium to an optically less dense medium. At angles greater than the critical icr light is totally reflected, not refracted. The intensity of the reflected light in this case is equal to the intensity of the incident light.

The prism (Scottish scientist 1768-1851) is a double prism of Iceland spar, glued along the line AB Canada balsam, with n = 1.55. The optical axis OO' prism of the inlet face angle 48°. On the front face of the prism natural beam, parallel to the edge CB splits into two beams: the ordinary (nO = 1.86) and extraordinary (ne = 1.51). An appropriate choice of the angle of incidence equal to or greater limiting (critical) ordinary ray undergoes total internal reflection (as Canada balsam for him - the less dense medium), and then is absorbed by the blackened surface of the CB. Extraordinary beam exits the crystal parallel to the incident beam slightly offset relative to the incident (due to refraction at the edges AC and BD).

Birefringent prism using the difference in the refractive indices of the ordinary and extraordinary rays in order to separate them as far as possible from each other. They are made of Iceland spar and glass, Iceland spar prisms with perpendicular optic axes.

Birefringent crystals have dichroism (di - two, chrome - color) - the absorption of light depends on the orientation ,

and the direction of light propagation in the crystal and the wavelength. Dichroism phenomenon manifests itself in different colors of crystals in different directions. An example of a dichroic crystal tourmaline - uniaxial crystal, which is absorbed by the ordinary ray is much more unusual.

Even more pronounced dichroism have crystals herapathite (quinine sulfate iodine). Herapathite film thickness of about ~ 0.1 mm fully absorbs the rays of ordinary visible light. Dichroic crystals are used for the manufacture of polaroids - thin crystalline films, allowing to obtain a plane polarized light.

 

§5 The analysis of polarized light


Plane-polarized light within the crystal plate is divided into ordinary and extraordinary. On exit from the rays of the plate will be formed and give elliptically polarized light:

Between ordinary and extraordinary rays in the plate there path difference

or the phase difference

plate with

called a quarter-wave plate (plate ) (“+”for positive crystals , “-”for negative). If , at the output of the equation

If the light is incident on the  plate at an angle   α = 45°, then 0 = еand the output is circularly polarized light. The plate, which

called a half-wave plate.

 

§ 6 Artificial optical anisotropy

Several crystals are isotropic, as a result of external influence becomes optically anisotropic. Artificial anisotropy can cause:

mechanical action (compression or tension) cubic crystals, glasses and other amorphous solids. In all cases, external influences substance acquires the properties of a uniaxial crystal (ie becomes birefringent), the optical axis coincides with the direction of strain, electric and magnetic fields.

 

where σ - elastic deformation.

k1 - a constant characterizing the material.


When F = 0 light on the screen does not work. When F ≠ 0 on the screen there is an interference pattern.


2. electric field (Kerr effect - the emergence of artificial optical anisotropy of the electric field in liquids, gases, amorphous solids);



where E - electric field,

k2 - a constant characterizing the material.

 


3. magnetic field (Cotton-Mouton) the emergence of artificial optical anisotropy in the magnetic field in liquids, glasses, and colloids. A measure of the emerging optical anisotropy is the difference of the refractive indices of the ordinary and extraordinary rays in the direction perpendicular to the optical axis.

where H - the magnetic field,

k3 - a constant characterizing the material.

 

To the list of lectures

Home

§4 Поляризационные призмы и поляроиды

Поляризационными приборами называются приборы, с помощью которых из естественного света можно, получить плоско поляризованный свет. В основе работі поляризационных приборов лежит явление двойного лучепреломления.

Поляризационные прибора делятся на призмы и поляроиды. Призмы делятся на поляризационные призмы (дающие один плоско поляризованный луч) и двоякопреломляющие призмы (два поляризованных луча во взаимно перпендикулярных плоскостях).

Поляризационные призмы используют принцип полного внутреннего отражения обычного луча. Полное внутренне отражение наблюдается при падении света на границу раздела оптически более плотной среды с оптически менее плотной средой. При углах падения больших критиче­ского iкр свет полностью отражается, не преломляясь. Интенсивность отраженного света в этом случае равна интенсивности падающего света.

Призма Николя  (шотл. ученый 1768—1851) представляет собой двойную призму из исландского шпата, склеенную вдоль линии АВ канадским бальзамом, с n =1,55. Оптическая ось 00' призмы составляет с входной гранью угол 48°. На передней гране призмы естественный луч, параллельный ребру СВ раздваивается на два луча: обыкновенный (no = 1,86) и необыкновенный (ne = 1,51). При соответствующем подборе угла падения, равного или большего предельного (критического) обыкновенный луч  испытывает полное внутреннее отражение (так как для него канадский бальзам - менее плотная среда), а затем погло­щается зачерненной поверхностью СВ. Необыкновенный луч выходит из кристалла параллельно падающему лучу, незначительно смещаясь отно­сительно падающего (из-за преломления на гранях АС и ВД).

Двоякопреломляющие призмы используют различие в показателях преломления обыкновенного и необыкновенного лучей, чтобы развести их возможно дальше друг от друга. Их изготавливают их исландского шпата и стекла, из двух призм исландского шпата с перпендикулярными оптическими осями.

Двоякопреломляющие кристаллы обладают дихроизмом (ди - два, хром - цвет) - показатель поглощения света зависит от ориентации вектора , от направления  распространения света в кри­сталле и длины волны. Явление дихроизма проявляется в различной окраске кристаллов по разным направлениям. Примером дихроичного кристалла является турмалин - одноосный кристалл, в котором обыкновенный луч поглощается во много раз сильнее необыкновенного.

Еще более ярко выраженным дихроизмам обладают кристаллы герапатита (сернокислого йод-хинина). Пленка герапатита толщиной ~ 0,1 мм полностью поглощает обыкновенные лучи видимой области спектра. Дихроичные кристаллы используются для изготовления поляроидов - тонкие кристаллические плёнки, позволяющие получать плоско поляризованный свет.

§5 Анализ поляризованного света

Плоско поляризованный свет внутри кристаллической пластинки разделяется на обыкновенный и необыкновенный. При выходе из пластинки эти лучи будут складываться и давать эллиптически поляризованный свет:

Между обыкновенным и необыкновенным лучами в пластинке возникнет

разность хода

или разность фаз

Пластинка с

называется пластинкой в четверть волны (пластинкой ) (“+” для положительных кристаллов, “-” для отрицательных). Если , то уравнение на выходе

Если свет падает на  пластинку  под углом  α = 45°, то Е0 = Ее и на выходе будет циркулярно поляризованный свет. Пластинка, у которой

 называется полуволновой пластинкой.

§6  Искусственная оптическая анизотропия

Ряд кристаллов, являющихся изотропными, в результате внешнего воздействия становятся оптически анизотропными. Искусственную анизотропию можно вызвать:

1.  механическим воздействием (сжатием или растяжением) кристаллов кубической симметрии, стекол к других аморфных тел. Во всех случаях внешнего воздействий вещество приобретает свойства одноосного кристалла (то есть становится двулучепреломляющим), оптическая ось которого совпадает с направлением деформаций, электрического и магнитного поля.

где σ -  упругая деформация.

k1 - постоянная, характеризующая вещество.

При F=0 свет на экран не проходит. При F≠0 на экране наблюдается интерференционная картина.

  1. электрическим полем (эффект Керра - возникновение искусственной оптической анизотропии под действием электрического поля в жидкостях, газах, аморфных телах);

где Е - напряженность электрического поля,

k2 - постоянная, характеризующая вещество.

3. магнитным полем (эффект Коттона-Мутона) возникновение искусственной оптической анизотропии под действием магнитного поля в жидкостях, стеклах, коллоидах„ Мерой возникающей оптической анизотропии служит разность показателей преломления обыкновенного и необыкновенного лучей в направлении, перпендикулярном оптической оси.

где Н - напряженность магнитного поля,

k3 - постоянная, характеризующая вещество.

К списку лекций

Главная