The contact and thermionic phenomena.

§1 A work function

Conduction electrons do not leave spontaneously metal in appreciable quantity this results from the fact that metal represents for them a potential hill.

 

 

 

 

 

 

To leave metal it is possible only to those electrons which energy appears sufficient for overcoming of the potential hill which is available on a surface which arises for following parents: casual removal of an electron from an outside stratum of positively ionised atoms of a lattice (from a metal surface) leads to occurrence in that place which was left by an electron, a redundant plus charge. The Coulomb interaction with this charge forces an electron which velocity is not so great, to return back. Thus separate electrons all time leaves a metal surface, leave from it on some interatomic distances and then turn back. As a result metal has appeared the surrounded thin cloud of electrons. This cloud forms a double electrical stratum together with an outside stratum of ions. The forces operating on an electron in such stratum, are guided in metal. The operation made against these forces while translating of an electron from metal outside, goes on magnification of potential energy of an electron of Ep0.

 

 

 

 

 

For removal metal limits different electrons need to be informed different energy. To an electron which is at the lowermost level of a conduction band, it is necessary to inform energy of Ep0; for an electron which is on a Fermi level energy is sufficientEp Emax=Ep EF. The least energy which is necessary for informing an electron to remove it from a solid body or a fluid in vacuum, is termed as a work function:

ej = Ep EF

 

(At Т = 0 both at valid "T and for semiconductors).

The Fermi level depends on temperature:

   

 

Besides, with temperature change depth of a potential hill of Ep0 changes. The Work function ej depends  on temperature.

            The work function depends also on cleanliness of a surface and presence oxide films on a metal surface.

 

 

§2 Contact of two metals on a band theory.

Contact potential difference (c.р.d.).

 

            If two different metals to lead to touch between them there will be a potential difference termed with a contact potential difference. The Italian physicist A.Volta (1745-1827) has established that if metals to give Al, Zn, Sn, Pb, Sb, Bi, Hg, Fe, Cu, Ag, Au, Pt, Pd contact in the specified sequence everyone previous at touch with one of the following will be charged plusly. This series term as a series Volta. The contact difference j for the various metals makes from the tenth to whole volt.

            Two laws Volta:

  • The contact potential difference depends only on a chemical compound and temperature of adjoining metals.
  • The contact potential difference of consistently pairing various conductors which are at identical temperature does not depend on a chemical compound of the intermediate conductors and is equal to a contact potential difference, arises at immediate contact of extreme conductors.

 

 

 

 

 

 

            To explain occurrence of a contact potential difference (c.p.d.) it is possible by means of the theory. To view contact of two metals to various work functions А1 and А2, i.e. with various standings of a Fermi level. If А1 < А2 the Fermi level settles down in metal 1 above, than in metal 2., at contact of metals electrons from higher levels of metal 1 will transfer to lower levels of metal 2 that will lead to that metal 1 will have the plus charge, and metal 2 - subzero. Simultaneously there is the relative bias of energy levels: in metal 1 all levels are biased downwards (since electrons leave it), in metal 2 - upwards. This process will occur until between adjoining metals balance will not be established, i.e. Fermi levels will not be levelled yet.

            Since for adjoining metals Fermi levels coincide, and work functions А1 and А2 do not change, (they are constants of metals and do not depend on that, there is a metal in contact or not), potential energy of electrons in the points lying out of metals in immediate proximity to their surface (in points A and B on fig.) will be various. Between p. A and B the potential difference which is equal is established

Δφ'=

The potential difference caused by distinction of work functions of contact metals, is termed as an exterior contact potential difference.

If Fermi levels of two contact metals are not identical, between interior points of metals the intrinsic-contact potential difference is observed.

Δφ"=

In a quantum theory it is proved that the interior contact potential difference arises because of various concentrations of electrons in contact metals.

            Δφ" depends on temperature Т of contact of metals (since EF depends on temperature), and is at the cause of thermoelectric phenomenas. As a rule

Δφ"<<Δφ '

The intrinsic-contact potential difference arises in the double electron sheath formed in near contact of field, as termed the contact stratum. The thickness of a contact stratum of ~ 10-10 m, i.e. is comparable with interstitial-site in distances in a crystalline lattice. Number of the electrons diffusing through a crystalline stratum from ~2% total number of electrons, being on a metal surface. Conductivity of metals at their contact does not change also a crystalline stratum spends an electric current.

To the list of lectures

Home

Контактные и термоэлектронные явления

 

 

§1 Работа выхода

Электроны проводимости не покидают самопроизвольно металл в заметном количестве, это объясняется тем, что металл представляет для них потенциальную яму.

 

 

 

 

 

 

Покинуть металл удается только тем электронам, энергия которых оказывается достаточной для преодоления потенциального барьера, имеющегося на поверхности, который возникает по следующим причинам: случайное удаление электрона из наружного слоя положительных ионов решетки (с поверхности металла) приводит к возникновению в том месте, которое покинул электрон, избыточного положительного заряда. Кулоновское взаимодействие с этим зарядом заставляет электрон, скорость которого не очень велика, вернуться обратно. Таким образом, отдельные электроны все время покидают поверхность металла, удаляются от нее на несколько межатомных расстояний и затем поворачивают назад. В результате металл оказывается окруженным тонким облаком электронов. Это облако образует совместно с наружным слоем ионов двойной электрический слой. Силы, действующие на электрон в таком слое, направлены внутрь металла. Работа, совершаемая против этих сил при переводе электрона из металла наружу, идет на увеличение потенциальной энергии электрона Ер0.

 

 

 

 

 

Для удаления за пределы металла разным электронам нужно сообщить разную энергию. Электрону, находящемуся на самом нижнем уровне зоны проводимости, необходимо сообщить энергию Ер0; для электрона, находящегося на уровне Ферми достаточна энергия Ep Emax = Ep EF. Наименьшая энергия, которую необходимо сообщить электрону для того, чтобы удалить его из твердого тела или жидкости в вакуум, называется работой выхода:

ej = Ep EF (при Т = 0 и при "T)

(справедливо и для полупроводников).

Уровень Ферми зависит от температуры:

 

Кроме того, с изменением температуры изменяется глубина потенциальной ямы Ер0. Þ Работа выхода ej зависит от температуры.

            Работа выхода зависит также от чистоты поверхности и наличия окисных пленок на поверхности металла.

 

 

§2 Контакт двух металлов по зонной теории.

Контактная разность потенциалов (к.р.н.)

 

            Если два разных металла привести в соприкосновение, то между ними возникнет разность потенциалов, называющаяся контактной разностью потенциалов. Итальянский физик А. Вольта (1745-1827) установил, что если металлы Al, Zn, Sn, Pb, Sb, Bi, Hg, Fe, Cu, Ag, Au, Pt, Pd привести контакт в указанной последовательности, то каждый предыдущий при соприкосновении с одним из следующих зарядится положительно. Этот ряд называют рядом Вольта. Контактная разность j для различных металлов составляет от десятых до целых вольт.

            Два закона Вольта:

  • Контактная разность потенциалов зависит лишь от химического состава и температуры соприкасающихся металлов.
  • Контактная разность потенциалов последовательно соединенных различных проводников, находящихся при одинаковой температуре, не зависит от химического состава промежуточных проводников и равна контактной разности потенциалов, возникающей при непосредственном контакте крайних проводников.

 

 

 

 

 

 

            Объяснить возникновение контактной разности потенциалов (к.р.н.) можно с помощью зонной теории. Рассмотреть контакт двух металлов с различными работами выхода А1 и А2, т.е. с различными положениями уровня Ферми. Если А1 < А2, то уровень Ферми располагается в металле 1 выше, чем в металле 2. Þ, при контакте металлов электроны с более высоких уровней металла 1 будут переходить на более низкие уровни металла 2,что приведет к тому, что металл 1 будет иметь положительный заряд, а металл 2 - отрицательный. Одновременно происходит относительное смещение энергетических уровней: в металле 1 все уровни смещаются вниз (т.к. электроны уходят из него), в металле 2 - вверх. Этот процесс будет происходить до тех пор, пока между соприкасающимися металлами не установится равновесие, т.е. пока не выровняются уровни Ферми.

            Т.к. для соприкасающихся металлов уровни Ферми совпадают, а работы выхода А1 и А2 не изменяются, (они являются константами металлов и не зависят от того, находится металл в контакте или нет), то потенциальная энергия электронов в точках, лежащих вне металлов в непосредственной близости к их поверхности (в т. А и В на рис. ) будет различной. Þ между т. А и В устанавливается разность потенциалов, которая равна

Разность потенциалов, обусловленная различием работ выхода контактирующих металлов, называется внешней контактной разностью потенциалов.

Если уровни Ферми двух контактных металлов не одинаковы, то между внутренними точками металлов наблюдается внутренняя контактная разность потенциалов.

В квантовой теории доказывается, что внутренняя контактная разность потенциалов возникает из-за различных концентраций электронов в контактирующих металлах.

            Dj² зависит от температуры Т контакта металлов (т.к. EF зависит от температуры), и является причиной термоэлектрических явлений. Как правило

Dj² << Dj¢

Внутренняя контактная разность потенциалов возникает в двойном электрическом слое, образующемся в приконтактной области, называемой контактным слоем. Толщина контактного слоя ~ 10-10 м, т.е. сравнима с междоузельными расстояниями в кристаллической решетке. Число электронов, диффундирующих через контактный слой ~ 2% от общего числа электронов, находящихся на поверхности металла. Проводимость металлов при их контакте не меняется и к контактный слой проводит электрический ток.

К списку лекций

Главная