§ 3. Dependence of the resistance the conductor temperature. Superconductors


With increasing temperature, the resistance of the conductor increases linearly

 

where R0 - resistance at t = 0° C; R-resistance at temperature t, α - coefficient of thermal resistance, shows how changing resistance of a conductor temperature changes by 1 degree . For pure metals at not too low temperatures alpha, ie, we can write

At a certain temperature (0,14-20 K), called the "critical" conductor resistance sharply reduced to 0 and the metal becomes superconducting. For the first time in 1911, it discovered Kamerlingh Onnes for mercury. In 1987 the designed ceramics, passing into the superconducting state at temperatures above 100 K, the so-called high-temperature superconductors - HTS.

 

§ 4 The elementary classical theory of electrical conductivity of metals

 

Описание: C:\Users\AP\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image2.jpeg

Carriers in metals are free electrons, ie weakly bound electrons with ions of the crystal lattice of the metal. The presence of free electrons explained by that the formation of the crystal lattice of the metal during the approach of isolated atoms, valence electrons are weakly coupled with atomic nuclei, break away from the metal atom to become "free" socialized belonging not to an individual atom and the whole matter, and can move on throughout. In the classical electron theory, these electrons are treated as an electron gas with the properties of a monatomic ideal gas.

Conduction electrons in absence of an electric field inside the metal randomly move and collide with the ions of the crystal lattice of the metal. Thermal motion of the electrons, being chaotic, can not give rise to current. Average thermal velocity of the electrons

 при Т = 300 К.

 

2. The electric current in the metal arises under influence of an external electric field, which causes the orderly movement of electrons. Express the current intensity and the current density of the velocity v of the ordered motion of electrons in a conductor.

Описание: C:\Users\AP\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image3.jpegDuring the time dt through the cross section S of the conductor will be N electrons

                                                  

                                  

                                 ,               ;              

 

therefore, even at very high current densities, the average velocity of the ordered motion of electrons , causes the electric current is much smaller than the speed of thermal motion .      

  1. The electric current in the circuit is set in a time , where the L-

chain length , с = 3·108 m/s - the speed of light in vacuum. The electric current in the circuit disappear almost simultaneously with its closure.

  1. The mean free path of the electrons of the order of λ must be equal to the period of the crystal lattice of the met  λ @ 10-10 м.
  2. With increasing temperature, increasing the amplitude of oscillation of the crystal lattice of ions and electron bowl facing fluctuating ions, so it decreases the mean free path, and the resistance of the metal increases.

    Shortcomings of the classical theory of electrical conductivity of metals:

1.                                                                                                                                   (1)

 

because~ , n and λ   f(T)                      ρ ~ ,

ie from the classical theory of electrical conductivity, the specific resistance is proportional to the square root of the temperature, and from experience that it is linearly dependent on the temperature, ρ ~ Т

2. Gives an incorrect value of the molar heat capacity of metals. According to the law of Dulong and Petit Сμ = 3R,and the classical theory of С = 9 / 2R=Cμ ionic lattice = 3R + Cμ monatomic electron gas = 3/2R.

3. The mean free path of electrons from (1) by substituting the experimental value ρ and the theoretical value of  gives 10 -8, which is two orders of magnitude larger than the mean free path assumed in the theory (10-10).

 

§ 5. Work and power supply. Joule-Lenz’s law


Because charge is transferred to the conductor under the influence of the electrostatic field, his work is

Power - the work done per unit of time

[P] = W (watts).

If the current is a stationary conductor, the entire current work goes into heating the metal conductor, and the law of conservation of energy

 

 -

Joule-Lenz;s law.

Specific power current is the amount of heat per unit volume emitted a conductor per unit time.

 -

Joule--Lenz 's law in differential form.

§6 Kirchhoff's rules for the branched chain

Any point of the branched chain, which converges at least three conductors a current, is called a node. In this talk, part of the node is positive, and going out – no.

 The first rule of Kirchhoff: algebraic sum of the currents that converge at a node is equal to zero

! law Kh

 

Kirchhoff's first rule follows from the law of conservation of charge (the charge, who entered to the node is the withdrawing charge).
The second rule of Kirchhoff: in any closed loop randomly chosen in a branched circuit, the algebraic sum of the products of forces of current
 to resistance  relevant sections of this circuit is equal to the algebraic sum of the EMF. occurring in the circuit.

In the calculation of complex direct current circuits using Kirchhoff's rules should:
1. Choose an arbitrary direction of the currents at all stages of the chain, the actual direction of the currents is determined to solve the problem, if desired current is turned positive, the direction is right, if negative, the opposite of its true direction chosen.

2. Choose the direction of the circuit. Product  is positive when the current at the site coincides with the direction of passage, and vice versa. EMF positive if they produce a current directed towards the contour - against negative.

3. Recorded the first rule to N -1 node.

4. Write the second Kirchhoff's rules for closed loops that can be allocated in the chain. Each considered circuit must contain at least one element that is not contained in the previous circuits.
The number of independent equations, but in accordance with the first and second rule of Kirchhoff, is equal to the number of different currents in the branched chain. Therefore, given the EMF and resistance to all areas of unbranched, it can be calculated all the currents.

.

 

 

 

 

 

To the list of lectures

Home

§3. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводники

 

С увеличением температуры сопротивление проводника возрастает по линейному закону

где R0 - сопротивление при t=0° С; R- сопротивление при температуре t, α - термический коэффициент сопротивления, показывает как меняется сопротивление проводника при изменении температуры на 1 градус. Для чистых металлов при не очень низких температурах  , т.е. можно записать

При определенных температурах (0,14-20 К),     называемых «критическими» сопротивление проводника резко уменьшается до 0 и металл переходит в сверхпроводящее состояние. Впервые в 1911 г. Это обнаружил Камерлинг-Оннес для ртути. В 1987 г. разработаны керамики,  переходящие в сверхпроводящее состояние при температурах превышающих 100 К, так называемые высокотемпературные сверхпроводники - ВТСП.

 

§4 Элементарная классическая теория электропроводности металлов

Описание: C:\Users\AP\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image2.jpegНосителями тока в металлах являются свободные электроны, т.е. электроны слабо связанные с ионами кристаллической решетки металла. Наличие свободных электронов объясняется тем, что при образовании кристаллической решетки металла при сближении изолированных атомов валентные электроны, слабо связанные с атомными ядрами,  отрываются от атома металла, становятся "свободными", обобществленными, принадлежащими не отдельному атому, а всему веществу, и могут перемещаться по всему объему. В классической электронной теории эти электроны рассматриваются как электронный газ, обладающий свойствами одноатомного идеального газа.

Электроны проводимости в отсутствии электрического поля внутри металла хаотически двигаются и сталкиваются с ионами кристаллической решетки металла. Тепловое движение электронов,  являясь хаотическим, не может, привести  к возникновению тока. Средняя скорость теплового движения электронов

 при Т = 300 К.

 

2.  Электрический ток в металле возникает под действием внешнего электрического поля, которое вызывает упорядоченное движение электронов. Выразим силу и плотность тока через скорость v упорядоченного движения электронов в проводнике.

Описание: C:\Users\AP\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image3.jpegЗа время dt через поперечное сечение S проводника пройдет N электронов

                                                  

                                  

                                   ,               ;              

следовательно, даже при очень больших плотностях тока средняя скорость упорядоченного движения электронов , обуславливавшего электрический ток, значительно меньше их скорости теплового движения  .      

  1. Электрический ток в цепи устанавливается за время , где L-

длина цепи, с = 3·108 м/с - скорость света в вакууме. Электрический ток возникает в цепи практически одновременно с ее замыканием.

2. Средняя длина свободного пробега электронов  λ по порядку величины должна быть равна периоду кристаллической решетки металла  λ 10-10 м.

3. С ростов температуры увеличивается амплитуда колебаний ионов кристаллической решетки и электрон чаше сталкивается с колеблющимися ионами, поэтому его длина свободного пробега уменьшается, а сопротивление металла растет,

Недостатки классической теории электропроводности металлов:

1.                                                                                                                                   (1)

 

т.к. ~ , n и λ   f(T)                      ρ ~ ,

т.е. из классической теории электропроводности следует, что удельное сопротивление пропорционально корню квадратному из температуры, а из опыта следует, что оно линейно зависит от температуры, ρ ~ Т

2. Дает неправильное значение молярной теплоемкости металлов. Согласно закону Дюлонга и Пти Сμ = 3R, а по классической  теории С = 9 / 2Rμ ионной решетки = 3R + Сμдноатомного электронного газа = 3/2R.

3. Средняя длина свободного пробега электронов из формулы (1) при подстановке экспериментального значения ρ и теоретического значения  дает 10 -8, что на два порядка больше средней длины пробега принимаемой в теории (10-10).

 

§5. Работа и мощность тока. Закон Джоуля -Ленца

Т.к. заряд переносится в проводнике под действием электроста­тического поля, то его работа равна

МОЩНОСТЬ - работа, совершаемая в единицу времени

[Р]=Вт (Ватт).

Если ток проходит по неподвижному проводнику, то вся работа тока идет на нагревание металлического проводника, и по закону сохранения энергии

 - Закон Джоуля-Ленца.

УДЕЛЬНОЙ МОЩНОСТЬЮ тока называется количество теплоты, выделенное в единице объема, проводника за единицу времени.

 - Закон Джоуля-Ленца в дифференциальной форме.

 

 

§6 Правила Кирхгофа для разветвленных цепей

Любая точка разветвленной цепи, в которой сходится не менее трех проводников, с током называется УЗЛОМ. При этом ток, входящий в узел, считается положительным, а выходящий - отрицательный,

ПЕРВОЕ ПРАВИЛО КИРХГОФА: алгебраическая сумма токов, сходящихся в узле, равна нулю.

Первое правило Кирхгофа вытекает из закона сохранения заряда (заряд, вошедший в узел, равен вышедшему заряду).

ВТОРОЕ ПРАВИЛО КИРХГОФА: в либом замкнутом контуре произвольно выбранном в разветвленной электрической цепи, алгебраическая сумма произведений сил токов  на сопротивления  соответствующих участков этого контура равна алгебраической сумме ЭДС. встречающихся в контуре.

При расчете сложных цепей пстоянного тока с применением правил Кирхгофа необходимо:

  1. Выбрать произвольное направление токов на всех участках цепи; действительное направление токов определится при решении задачи; если искомый ток получился положительным, то направление выбрано правильно, если отрицательным, то его истинное направление противоположно выбранному.
  2. Выбрать направление обхода контура. Произведение  положительно, если ток на данном участке совпадает с направлением обхода, и наоборот. ЭДС положительны, если они создают ток направленный в сторону обхода контура, против - отрицательны.
  3. Записывается первое правило для N -1 узла.
  4. Записать второе правило Кирхгофа для замкнутых контуров, которые могут быть выделены в цепи. Каждый рассматриваемый контур должен содержать хотя бы один элемент, не содержащийся в предыдущих контурах.

Число независимых уравнений, составленных в соответствии с первым  и вторым правилом Кирхгофа, оказывается равным числу различных токов, текущих в разветвленной цепи. Поэтому, если заданы ЭДС и сопротивления для всех неразветвленных участков, то могут быть вычислены все токи.

 

 

 

 

 

К списку лекций

Главная